История библиотеки

Садовая сельская библиотека в течение многих лет принадлежала профсоюзу,  сначала – Рабочему комитету совхоза «Пашинский» (ориентировочно со времени создания хозяйства – 1930 года, но точных данных о дате открытия библиотеки нет), затем – после централизации – Заводскому комитету ОЗК-29 (НЗХК). С 1998 года библиотека вошла в состав ЦБС Новосибирского района.

В начале семидесятых годов совхоз «Пашинский» предоставил просторное помещение в здании интерната (ул. Школьная,5).  Сейчас это жилой дом, половину первого этажа занимает библиотека.

В настоящее время фонд насчитывает около восемнадцати тысяч единиц по различным отраслям знания, художественной и детской литературы, регулярно поступают новинки  и периодика.

Имеются все необходимые технические средства, в 2008 году установлен компьютер с выходом в Интернет. С установкой компьютерной техники библиотека оказывает услуги по поиску информации и выполнению  справок в Интернете, пересылке сообщений по электронной почте, общению по скайпу и др.

В библиотеке отдельными помещениями выделены фонды отраслевой, художественной, детской литературы.

Имеется читальный зал на 12 мест, место для работы на компьютере.

Дизайн помещения включает элементы русских народных росписей по дереву – панно, игрушки, предметы домашнего обихода, образец дома, украшенного урало-сибирской росписью, мезенская роспись на мебели читального зала и других помещений.

Ведётся разнообразная массовая работа с читателями: беседы, обзоры, Уроки мужества, праздники, громкие чтения,  конкурсы, консультации и др. Приоритетными направлениями являются история Отечества, народоведение, продвижение чтения.

В 2012 году библиотеке присвоен статус Модельной.

Инновационное развитие Садовой сельской библиотеки заключается

в объединении библиотечной работы с изучением русских народных традиций и народных промыслов – художественных росписей по дереву по программе «Миротворчество». Изостудия «Волшебная кисточка», где все желающие обучаются русским народным росписям по дереву, в 2004 году получила статус Народного образцового коллектива. Руководитель – мастер-педагог Колтун Ирина Владимировна – в 2014 году включена в Областную книгу мастеров культуры в номинации «Мастер Золотые руки».

«Кладовою радости» является мастерская-музей русской народной росписи по дереву, созданная в 2008 году в рамках проекта «Миротворчество», где собрана уникальная коллекция образцов различных видов изделий. Помимо обучения, проводятся экскурсии, праздники, беседы и видеопросмотры о народных промыслах, мастер-классы для детей и взрослых на местном,  районном, областном и региональном уровнях, ведётся широкая выставочная деятельность.

В библиотеке выделен фонд литературы по народоведению, где собирается и сохраняется информация о русских традициях. Имеются уникальные информационные материалы по народному творчеству: альбомы, пресс-досье, интересные книги, мультимедийная продукция, в том числе авторская.

 Таким образом, реализуются два направления: информационное и творческое. «О прошлом для будущего»  —  таков девиз работы библиотеки в этом направлении.

Библиотека сотрудничает с коллективами школы, детского комбината, Советом ветеранов и Советом молодёжи посёлка Садовый, с депутатами местного и областного уровня, Домом культуры, предпринимателями, жителями посёлка.

 

Садовая модельная сельская библиотека имеет свой логотипЛоготип выполнен в традиции пижемской росписи, которая использовалась в творчестве старообрядцев. Ею расписывали ложки – у каждого была своя. Очень серьёзно относились они к тому, что попадало внутрь человеку.
Книга же – пища духовная. И информация должна быть для человека полезной и здоровой.

Книга была рукописной, и логотип тоже.

  • Красно-зелёный плод-колосок олицетворяет книгу, как плод человеческого разума.
  • Семянушки – строки  книги.
  • Информация – книжная и компьютерная – расходится во все стороны света и доступна любому человеку.
  • Солнышко даёт жизнь всему живому, освещает  весь свет, даёт процветание, как источник информации.
  • Композиция построена по солнцу, т.е. отражает светлую сторону информации.
  • Плодики на 4 стороны света отражают деятельность библиотеки – создание новых плодов (мультимедийных и других твоческих).
  • Сама роспись уникальна и отражает уникальную деятельность  — партнёрство библиотеки и народной студии росписи по дереву.

Книга имеет форму прорастающего колоска, освещённого солнцем – книга была живой, есть и будет жить!

Создание книги – это огромный духовный творческий труд, который использует психическую энергию человека, так же, как и вечно прорастающих семян.
Книга как растущий и процветающий плод человеческого сознания.
Таинство единения человека с книгой – каждый росточек индивидуален и самостоятельный побег для развития и процветания.

Логотип, как и положено в народном искусстве, отражает вечно обновляющуюся природу и непрекращающееся  творчество людей.
Символичны и цвета:  красный – жизнеутверждающее начало всего живого, цвет крови, жизни. Зелёный – цвет роста, цветения. Жёлтый цвет в пижемской росписи допускается, он освещает нашу книгу и подчёркивает центр.
Духовная пища так же важна и необходима для того, чтобы человек становился человеком.
Как на ложке – целая Вселенная, так и на нашем логотипе. Основной мотив пижемской росписи – Знак плодородия и Древо Жизни.
Необычность выполнения логотипа в традиции старинной росписи говорит о том, что наша библиотека необычная – в ней есть музей старинных  росписей.
Традиционные росписи, живой музей.
И всё это идёт от книг – отдел народоведения (фотографии книг).
В старину на русском Севере лучшего подарка, чем расписная ложка, не придумаешь, её обязательно нужно было разукрасить.
Пижемская роспись относится к графическим росписям, это особый вид ремесла и знаний. Ей не менее 800 лет, сохранилась в старообрядческих кругах. Старообрядцы не признавали книг после Никоновской печати и переписывали их вручную. Традиция рукописной книги явилась почвой для расписывания изделий быта. Вершина творчества – ружейных роспись прикладов.
Это особая  аура этой росписи, радует глаз, но совершенно не затрагивает сердце. Сути её не понимали. Пласт древнерусской культуры.