22.03.2019

Деревня Издревая глазами старожилов

Год рождения деревни – 1600

История названия
До 1890 года называлась Изрева. Первыми поселенцами были переселенцы, беглые крестьяне, служивые люди. В других источниках деревня Издревинская упоминается с 1740 года как поселение разночинцев (потомков служивых людей). Селились они по берегам рек. Строились «сбродом», то есть редко и друг к другу задом. Жителям предписывалось иметь ружья, порох, свинец или копья.

Легенды
В 1782 году Издревая входили в поселение Чаусского острога. Сначала было всего 11 дворов. В 1893 году уже 55 дворов, население 235 человек. Мужчин 114, женщин 121.
Занимались скотоводством и земледелием. Землю обрабатывали сохой-колесянкой, боронами. Косили косами и серпами, для очистки зерна использовали веялки.
1900 – 1920 гг.
Большая часть домов была сосредоточена в той части деревни, которую сейчас называют «заимка». Очень много домов располагалось в районе нынешней улицы Барановской и вдоль линии железной дороги.
В годы аграрной реформы П. А. Столыпина деревня пополнилась переселенцами из Центральной России (Быков Иван Александрович родился в августе 1903 года в Курской губернии).
Попадая в мир старожилов, переселенцы расставались со своими «российскими» традициями, привычками, растворялись в условиях новых отношений, новой системы хозяйствования, технологии земледелия. Через короткий период времени переселенец «вживался в образ старожила, терял связь с родными краями, через детей «роднился» со старожилами, а дети его считали себя сибиряками и о родине отцов знали понаслышке. Хозяйство крестьянина за такой срок давно уже становилось средним или зажиточным. Но все же, по сибирским понятиям, наиболее важной была связь через кладбище, через «могилки»: за 25—30 лет родственники переселенца находили вечный приют на сибирской земле…
В разговоре жителей употребляются понятия: чалдоны и расейские.
Чалдон (употребляется также вариант Челдон) — название первых русских поселенцев в Сибири и их потомков.
Во время революции и гражданской войны в деревне было относительно спокойно. По рассказам старожилов, проходили по деревне «белые», забирали лошадей у населения и продукты питания. Во время отступления из Новониколаевска в Красноярск и далее вглубь Сибири А. В. Колчак со своим войском проходил через «гриву», так называли дорогу, которая соединяла Октябрьский район г. Новосибирска, с. Новолуговое и д. Издревую (в настоящий момент территория застроена дачами).
При Советской власти начали давать в кредит сеялки, веялки, плуги. Сведения о состоянии сельского хозяйства на 1 октября 1926 года (архив): Молотьба закончилась – 15 сентября, снег выпал 5 ноября. Хлеб обмолотили весь. Работали на «харчах» хозяина. Платили за лошадь 1 рубль, рабочему с лошадью – 2 рубля, рабочему без лошади – 1 рубль, женщине – 80 копеек. «Харчи» стоили в день взрослому рабочему – 40 копеек, подростку – 30 копеек.
По переписи 1926 года число частных хозяйств насчитывало – 268, население 1251 человек. Мужчин 596, женщин 655. В это время Издревая относилась уже Каменскому району и к Каменскому почтовому отделению. К деревне были присоединены 2 хутора: Гудковский и Комаровский. Самыми зажиточными купцами были Макаровы, Ноздровские, Барышев Егор, Кривошапкин Алексей, Филатовы, имеющие более десятка работников. Первая техника появилась в 1918 году. Первый трактор пригнал в деревню Тарас Петухов. Этот год был самым неурожайным, голодным, была сильная засуха.
В частной торговой лавке Барышева Егора не хватало промышленных товаров, особенно мануфактуры, стекла. Заготовительные пункты находились в Новосибирске, там же был базар. В город добирались по мосту, который был сооружён через речку Издревую, правого притока Ини. Иню же переплывали на лодках, а позже на пароме.

Коллективизация
Первая Коммуна образована в 1929 году – скот собирали по дворам. Продержалась она всего 3 месяца. Позже приехал уполномоченный и начал организовывать «десятками», то есть по 10 дворов. Проводились недели коллективизации, проходившие в Барышево (это крупное поселение, находившееся в 5 км от Издревой) под знаком широкого вовлечения бедных и средних хозяйств в артели. Для этого организовывали выставки, выдавали премии лучшим работникам артелей: 1-2 пары сапог или ботинок, 1 пару валенок, 1 фуфайку, 1 пару белья, 2 дюжины туалетного мыла и 1 дисковая борона. Сельхоз налог с каждой коровы для единоличного и коллективного хозяйства составлял 20 пудов молока.
Хозяйства должны были принять Сталинский устав колхозной жизни, который являлся программой борьбы за большевистские колхозы и зажиточную жизнь колхозников. Все, кто был против устава или вносил в него поправки, были классовыми врагами. Раскулачивание вынудило многих бросить хозяйство и уехать в город, другие же скитались по стране без права переписки. В 1931 году хлеб выдавался по едокам, был запрещён выезд из деревни для работы в другом месте, запрещалось забивать свиней для сдачи свиных шкур, запрещалось распитие спиртных напитков на улицах и в общественных местах. За нарушение запретов давали 107 статью уголовного кодекса, 1 месяц принудительных работ или штраф 100 рублей.

Развитие колхозной жизни
В различные периоды на территории деревни были разные колхозы, чаще всего несколько одновременно: колхоз «Первомайский» на территории заимки и «17-партсъезд» в основной части деревни, «Путь Ильича» и «Заря коммунизма».
Была молоканка, молоко продавали в городе.
Ферма находилась там, где сейчас строятся дачники. На том месте был скотный двор и овчарня.
В 1950-х гг. несколько колхозов были объединены в колхоз им. Жданова. В последствии д. Издревая стала отделением совхоза «Луговской».
Так, на судьбе Издревой отразилась политика партии и правительства по укрупнению колхозов и совхозов.

Положение колхозников
Отсутствие заработной платы в денежном выражении (трудодни).
Тяжелые налоги в фонд государства.
Колхозники были лишены паспортов, и это обстоятельство сразу ставило их в положение прикрепленных к месту жительства, к своему колхозу.
Не имея паспорта, колхозник не мог не только выбрать, где ему жить, но даже покинуть место, где его застигла паспортная система. «Беспаспортный», он легко мог быть задержан где угодно, хоть в транспорте, увозящем его из села.
Необходимо было решение общего колхозного собрания об исключении человека из колхоза, выдавалась справка, на основании которой давался паспорт.

Великая Отечественная Война
В первые дни войны практически всё взрослое мужское население ушло на фронт, многие погибли в начале войны, некоторые воевали длительный период.
Во время войны были в деревне свои герои. Одним из них был Быков Иван Александрович.
Иван Александрович был первым председателем коммуны с 1929-1931 годы. В июле 1941 года Иван Александрович уходит на фронт. Он служит танкистом в звании старшего лейтенанта в рядах Сибирской гвардейской краснознамённой дивизии. Ивану Александровичу дожить до великой победы над фашизмом не пришлось. Он погиб 16 марта 1945 года и был посмертно награждён орденом Отечественной войны.

Итоги деятельности совхоза
Большой приток населения. Развитие животноводства, полеводства и садоводства (плодово-ягодное направление). Массовое строительство жилья. Строительство школ: 1974 г. (по ул. Мичурина) и 1984 г. (ул. Лесная). Строительство Дома культуры, детского сада, конторы, котельной, холодильника для хранения ягоды, новой фермы, нового гаража, магазина. Введение названий улиц. Асфальтирование дорог.

История значимых мест
Школа, магазин в 40-е годы находилась на заимке, строил её Василий Шаламов – дед-врач. Но вначале школа с 4-мя классами была на Барановке.
Григорий Шаламов поспособствовал тому, что деревни был подарен памятник павшим в бою. Список погибших из деревни был составлен одной из жительниц (Монумент Славы).

Внешние связи
Через реку Иню моста раньше не было. Люди переправлялись на лодке. Дежурил человек, который следил за переправой.
В основном население ходило через мост реки Издревой, которая была намного больше, чем в наши дни.
Для того чтобы добраться до города, жителям необходимо было идти до станции Издревая, но электричка ходила один раз в день, поэтому обратно возвращались пешком.
Почту носили со станции Инской до деревни. Путь составлял примерно два часа в одну сторону.

90-е годы
Распад совхоза. Распад детского сада. Массовая безработица, отсутствие рабочих мест. Передача сооружений в частные руки.

Итог
Для человека очень важное значение имеет то, что его окружает, что он видит вокруг себя, где он находится.
История деревни — это судьбы его жителей.

 

Информацию предоставили местные старожилы супруги Гавровские: Михаил Ульянович и Анастасия Петровна